Top.Mail.Ru
Меню
Закажите обратный звонок
Просто оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами в течение 24 часов (кроме выходных).
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Close
Задайте вопрос
Просто выберите удобный вам способ связи.
Mail
Phone
  • »
  • »

Краудсорсинг: что это? выгоды и риски + примеры

В русский язык понятие краудсорсинг пришло в 2011 году. Забавный эпизод. Датой появления этого слова официально считается дата, когда его произнес президент Путин 11.11.11 на конференции, посвященной 175-летию Сбербанка (кстати, конференция была полностью посвящена теме crowdsourcing). До этого это слово было чем-то инопланетным.

А вообще, в 2006 году писатель Джефф Хау ввел этот новый термин и рассказал о нем в журнале «Wired». В 2009 году он издал книгу «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса». Сейчас Джефф Хау колесит по всему миру с лекциями на эту тему.

Что же это такое - краудсорсинг?
Но!.. К тому времени, как слово появилось, «краудсорсинга» в мире было уже очень много. Только он так не назывался. Вне интернета это добровольцы, волонтеры, энтузиасты. Это старо как мир.
«Давайте вместе придем посадим деревья!... Поухаживаем за престарелыми!...
Соберем мусор!...». Однако вне интернета это не краудсорсинг.
Я обожаю ковыряться в словах. Раскладывать их на атомы. Тогда все сразу ясно и понятно. Итак, crowdsourcing=crowd+sourcing.

Первая часть переводится «толпа» или «масса».

Вторая – «использование ресурсов».

Получаем – использование ресурсов множества людей.
Это гениальное изобретение, которое позволяет компаниям переложить часть своих забот и задач на плечи неравнодушных добровольцев, готовых предоставить свои знания и экспертный потенциал.

Понятием стали апеллировать тут и там, вкладывая в него множество значений, что сделало его весьма расплывчатым.

Появилось к тому же понятие «краудфандинг» (funding – «финансирование») – сбор средств с толпы, когда каждый приносит по копеечке. Для большинства это привлекательнее, здесь присутствуют деньги.
И стали путать краудсорсинг с краудфандингом.
И стали путать краудсорсинг с краудфандингом.
Возвращаемся к нашей теме. Допустим, мы решили захватить весь мир путем выпуска новых чипсов. Но нужно сначала понять, какой вкус люди хотят в этих чипсах.

Мы задаем вопрос, люди отвечают, высказывают свои пожелания и предпочтения. И, что самое интересное, сами же эти идеи ранжируют. Осуществляют и генерацию идей, и отбор из них хороших.

Все это превратилось в гигантский тренд. Сконцентрировав в нескольких словах, его можно выразить так:
ЭНЕРГИЯ + МОЗГИ + АКТИВНОСТЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ
=
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Подмена понятий?

На первый взгляд может показаться, что новомодным словом прикрыли то, что давным-давно использовали. Проверим.
Краудсорсинг против Опросов
В определенной степени crowdsourcing можно считать видом социологических исследований. Но в отличие от опросов, где результаты – это пища для ума тех, кто принимает решение, в краудсорсинге результаты – это уже готовые решения.

После проведения опроса социологи или другие специалисты должны обработать результаты и только потом выдать на-гора советы и рекомендации. Используя "мозги" масс, хозяин бизнеса сразу получает готовые советы и предложения, сгенерированные участниками. Бери и используй.

Участник опроса – пассивный респондент. Участник краудсорсинга – активный участник. И зачастую это самые активные, заинтересованные в вопросе или теме, квалифицированные, компетентные люди.
Краудсорсинг против Фриланса
Может возникнуть вопрос – а не тот же ли это фриланс. Ответ – нет. В случае фриланса некто выбирает кого-то по каким-то своим критериям. И как бы ты не прыгал, как бы ни хотел, чтобы выбрали тебя, возможности пробиться к проекту есть только у единиц. Выберут тех, кто находится в верхних строчках рейтинга или тех, кого давно знают, или тех, в ком уверены, что не спрыгнут с задания. В итоге миллионы желающих попасть туда, остаются за бортом.

Краудсорсинг же дает возможность участвовать всем желающим и позволяет собрать команду, с помощью которой компания сможет добиться желаемых результатов.

Виды краудсорсинговых проектов

Мотивация краудворкеров

Где берутся краудворкеры? И что кроме большого спасибо они получают?

Без мотивации далеко не уедешь. Для краудворкера она тоже должна быть, внутренняя и внешняя.
Внутренняя – человеку это нравится, он хочет себя проявить, добиться результата, добиться признания. У него может быть огромный опыт и багаж знаний в какой-то узкой сфере, который он сам никогда нигде бы публично не применил.

А здесь появляется возможность реализовать себя как специалиста на благо какого-то интересного дела. С лучшими участниками, ставшими чемпионами, чьи решения признаны лучшими, компании знакомятся лично, их имена становятся известны всем.

Внешняя – исходит от организатора. Это призы, подарки, скидки, % от прибыли (материальное вознаграждение) или нематериальное (доска почета, например).

Фирма стимулирует краудворкера прямым заработком (когда он получает деньги здесь и сейчас) или отложенным (когда он нарабатывает портфолио по разным проектам и уже с готовым портфолио может как эксперт устроится где-то вне краудсорсинговой платформы).

Даже если речь не идет о заработке, организатор не эксплуатирует краудворкеров. Он делится возможностями, которых у человека не было, допуская к какому-то проекту.

Что это дает компании

1
Популяризация, продвижение. Измеряем этот показатель, анализируя активность людей: контакты с брендом, глубину контактов.
2
Исследования. В процессе сотрудничества можно напрямую опрашивать участников об их предпочтениях и таким образом улучшать продукт.
3
Экономия времени или средств. Либо мы за более короткий промежуток времени получили большее количество идей. Либо привлекли более дешевого исполнителя. По мировым данным расходы оптимизируются на 60-80%. Несколько минут свободного времени, чтобы ответить на вопросы опроса или предложить идею решения проблемы, найдется у каждого. А если анализом и разработкой того же будет заниматься 1 специалист в офисе, это будут сотни человеко-часов. По статистике интернет-опрос обходится в 100 раз дешевле «живого» опроса.
4
Удовлетворенность потребителя. Этот показатель стабильно растет. Например, для компании Lego он составляет 99,9%.
5
Рост конструктивного комьюнити до 500%. Люди переходят от пустых блаблабла к конструктивной работе.
6
Талантливые кадры со всего мира. Если ваше предприятие где-нибудь в Питере, а хороший специалист-энтузиаст живет где-то да хоть в Индии, то приехать или переехать ради вашего проекта для него вряд ли возможно. А удаленно он очень даже может помочь.
7
Уникальные знания, которые есть исключительно у этих людей. Какой новый вкус хочется видеть у любимого напитка, какой принт должен быть на футболке, какая музыка должна быть на будильнике, чтобы утром не бросить его об стену. Это можно узнать, только спросив у людей. Ни один супер-маркетолог не додумается сам до всех этих вещей.
Какими метриками измерить выгоду от использования краудсорсинга?

Риски

Сторон у медали по-прежнему две. Вот некоторые из неблаговидных моментов использования краудсорсинга:
1
Отсутствие ответственного за принятие решения. Как в случае с Википедией. Данные может вносить кто угодно, достоверность информации бывает сомнительна и проверить ее очень сложно.

Википедия, одно из самых ранних детищ краудсорсинга пестрит такими случаями. Не удивляйтесь, если найдете там, что, по-видимому, Дэвид Бэкхем был китайским гол-кипером в 18ом веке. И, что Ричард Гир изображен на австралийской 10-долларовой купюре, правда, в женском обличии.
2
Под прикрытием краудсорсинга может скрываться банальное напоминание о бренде и его продвижение. Как с придумкой названия для е-мобиля. Тысячи людей придумывали сложные названия. В итоге, компания сказала всем спасибо и назвала так, как считала нужным.
3
Недостаточная образованность в этой сфере в России. Не понимая механизмов, все может свестись к простому продвижению. Хотя этой цели можно достичь совсем другими, более простыми инструментами.
4
«Медленно запрягаем». Русский менталитет медленно перенимает все новое. Но надеемся, что после этого «быстро поедем».
5
Остается вероятность, что потраченные средства не принесут необходимых решений и идей. Однако, это решается правильно составленным заданием, которое исключает скучные или глупые предложения.
6
Слишком сложно сформулированные задачи не дают отдачи.

Для кого

Краудсорсинг – это огромный инструмент, который охватывает практически все сферы человеческой деятельности.
Самые масштабные проекты, конечно, принадлежат крупным корпорациям. Для них это еще одна возможность сохранить и поддержать свой имидж и найти новые идеи для успешного продвижения.

Постепенно опыт использования краудсорсинга приобретают и предприятия среднего и малого бизнеса. Для таких предприятий он может значительно сократить расходы.
Отдельно можно обозначить государственный сектор.

Применять краудсорсинг в проектах b2c довольно легко. Но и для b2b-проектов это реально.

Краудсорсинг в примерах

Компания Goldcorp
В 2000 году запустила проект, где участники через интернет предлагали лучшие методы и расчеты поиска новых залежей золота. У хозяина денег было только на одну скважину. Но благодаря «коллективному разуму» он нашел то, что искал, - золото.
Википедия
Скорее всего, пока читали начало статьи, в голову пришло именно это великое изобретение человечества. Самая обширная и удобная энциклопедия обо всем, написанная тысячами добровольцев со всех концов света. Целому исследовательскому институту не собрать бы всех подробностей, которые смогли описать очевидцы, знатоки и участники.
FLYPmode
Американский бронетранспортёр, придуманный толпой. Полный цикл проектирования и разработки занял всего полгода и сэкономил компании миллиард долларов.
Nike
Создали линию одежды совместно со своими клиентами в онлайн-редакторе.
Nasa
Астрономы-любители со всего мира участвовали в распознавании и анализе снимков марсианской поверхности.
Linux
Программный код операционной системы писался огромной командой внештатных программистов.
Linux
Программный код операционной системы писался огромной командой внештатных программистов.
Procter & Gamble, DuPont, BASF при посредничестве InnoCentive
Привлекают на конкурсной основе научных специалистов для улучшения своей продукции. Выплачивая при этом вознаграждение от 10 000 до 100 000 долларов.
Peer-to-Patent
Государственное патентное бюро через интернет-сообщество сотрудничает с различными специалистами-волонтерами, рассматривая их заявки на патенты.

В заключение

Пусть эта статья вдохновит на подвиг – попробовать краудсорсинг. Он не заменяет больших профессионалов, не заменяет и глубокий маркетинг. Это просто один из инструментов, который нужно везде внедрять-внедрять-внедрять, везде пробовать.

Если у вас есть опыт использования краудсорсинга, делитесь своими историями в комментариях, задавайте вопросы и предлагайте темы для новых статей.

Если нужны новые клиенты или есть какие-либо вопросы по маркетингу — звоните по номеру: +7 (499) 990-91-25.

Список маркетинговых услуг, которые оказывает наше агентство, тут — upgradeagency.ru/services.

Пройти обучение по маркетингу или получить востребованную профессию можно здесь - beztsennykh.ru.

Чтобы не пропустить новые классные статьи, подпишитесь на нас в социальных сетях:
Полезные предложения
Tooligram
Бесплатный доступ на 14 дней
Автоматический сервис продвижения и раскрутки вашего Инстаграм аккаунта. От настоящих профессионалов. Для настоящего бизнеса. Ради получения настоящих людей и клиентов.
Узнать
Roistat
Бесплатный доступ на 14 дней
+ 2 000 р. в подарок
Система сквозной бизнес-аналитики. Собирает данные из CRM системы, рекламных площадок
и вашего сайта. За секунды строит отчеты по 40+ бизнес-показателям.
Узнать
Мегаплан
Бесплатный доступ на 14 дней
+ 10% скидка
CRM-система. Инновационная платформа для ведения проектов, работы с клиентами и настройки бизнес-процессов. Офис у вас в телефоне и на компьютере.
Узнать

Понравилась статья?
Вам может быть интересно
Показать еще
Подпишитесь на рассылку
Дайджест новых статей
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Made on
Tilda