Top.Mail.Ru
Меню
Закажите обратный звонок
Просто оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами в течение 24 часов (кроме выходных).
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Close
Close
Задайте вопрос
Просто выберите удобный вам способ связи и ждите ответ в течении 24 часов (кроме выходных).
Telegram
VK
Messenger
Mail
Phone
  • »
  • »

Сторителлинг: что это такое простыми словами + примеры

"Жили-были…" "Однажды много лет назад…" Все мы с детства знакомы с историями - нам рассказывали сказки, мы читали книги, а друзья делились с нами забавными и трогательными случаями из жизни. Истории окружают нас повсюду.

В каждой истории есть какая-то идея, смысл, ради которых это история рассказывается. Чему-то научить, о чем-то предупредить, что-то посоветовать, поддержать.

Рассказывание историй называется сторителлингом, с английского storytelling.

Его можно применять с успехом в работе, как инструмент, который поможет в продажах, обучении, привлечении клиентов.

Сторителлинг

Истории vs факты

Одну и ту же информацию можно преподнести по-разному. Посмотрите, как можно рассказать одно и то же с помощью истории и перечисления фактов, на примере компании Tefal.

Инженер Марк Грегуар любил ловить рыбу. Но он нередко сталкивался с тем, что раздвижной спиннинг заедал. Он выяснил, что нанесение тефлона на алюминиевую поверхность спиннинга решает его проблему.

Он рассказал жене о своем открытии. Супруга поняла, где можно использовать тефлон в хозяйстве. По ее просьбе Марк Грегуар создал первую сковороду с антипригарным покрытием.

В 1956 году изобретатель создал компанию Tefal. Название - это объединение двух слов основных составляющих - TEFlon и Aluminium.

А вот так будет выглядеть информация, если изложить только факты.

  • Компания Tefal основана в 1956.
  • Основатель Марк Грегуар.
  • Компания продавала сначала сковороды с антипригарным покрытием.
  • Сковороды покрывали тефлоном.
  • Название Tefal - это соединение двух слов: TEFlon и Aluminium.
Скорее всего первый вариант запомниться лучше и читать его интереснее. Но чем же истории лучше обычных фактов?

  • истории запоминаются надолго;
  • информация наглядная, проще для понимания;
  • в историях есть эмоциональная составляющая, которая заставляет слушателей или читателей проникнуться чувствами, узнать себя в героях рассказа;
  • люди принимают решение на основе эмоций. Но если вы их спросите, почему они приняли такое решение, они приведут вам десятки логически обоснованных причин;
  • вы не указываете человеку, что ему нужно что-то сделать (что-то купить, изменить свое поведение или отношение к чему-то). Слушатель или читатель самостоятельно приходит к нужным вам выводам и на основе этого сам принимает решение. Кроме того истории надолго запоминаются, и в похожей ситуации всплывают в памяти.

Истории в маркетинге

Сторителлинг можно использовать как во взаимоотношениях с клиентами, так и с коллегами:

  • рассказать как использовать продукт, чем он поможет, какие проблемы решит;
  • мотивировать работников;
  • уладить конфликты среди работников;
  • повысить лояльность клиентов - развеять страхи и неуверенность, ответить заранее на некоторые вопросы и возражения.

О чем рассказать?

История о компании. Это может быть история создания бренда, о том как появилась идея, как ее воплотили, какие события и люди повлияли на это. Например, как это сделала компания Daniel Wellington, которая занимается выпуском часов и аксессуаров к ним.
История товаров и услуг. Пример сторителлинга можно увидеть в рекламных роликах. Всем известная реклама сотовой связи, чистящих средств и продуктов.

История о технологиях. Бывают ситуации, когда в компаниях происходят существенные изменения, которые могут сопровождаться увольнениями, новыми обязанностями, увеличением объема работ. Истории могут помочь поддержать сотрудников. Пример взят из книги Аннет Симмонс "Сторителлинг. Как использовать силу историй".
В этой книге автор приводит очень много историй и дает советы, как рассказывать истории устно.

История о коллективе. Это прием хорошо использует издательство МИФ на своем сайте. Они рассказали о том, как и где работают, а также написали небольшие рассказы "Один день из жизни …" редактора, менеджера и даже Игоря Манна.
Истории о клиентах. О том, как помогает ваш продукт покупателям тоже можно написать истории. Например, Сбербанк на своем сайте опубликовал такие истории - с клиентами происходят разные ситуации, а различные сервисы и функции банка, а также компетентные сотрудники помогают найти оптимальные решения. Заодно и рекламируют свои продукты. А в каждой истории цепляющий заголовок.
Истории развития компании, продукции. На многих сайтах автомобилей и мобильных телефонов есть истории о том, как менялись продукты компании. Например, на сайте Ferrari, есть фотографии моделей авто, начиная с первой. Также можно почитать про важные события, произошедшие на пути развития компании.
Истории можно преподносить по-разному:

  • рассказывать устно, например, проводить беседы с сотрудниками;
  • письменно - отправлять письма по e-mail, публиковать в социальных сетях, размещать на сайте или написать целую книгу о вашей компании или продукции;
  • в формате видео, изображений - создать небольшое видео или комиксы.
https://www.youtube.com/watch?v=ZyCpyRwGiXM&index=15&list=PLBq1pSpMYUfFbeILCzPwDtD9g43WUPKFq

Видео сторителлинг на примере курьерской службы

Как написать историю

Написать историю не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но перед тем, как написать, нужно подготовиться. Задайте себе следующие вопросы и выпишите основные факты:

  • Кто ваша целевая аудитория? Ее возраст, привычки, ценности.
  • Факты - уникальные свойства товара/услуги, важные показатели, даты.
  • Какие задачи решает ваш товар/услуга?
  • Для чего нужен ваш товар/услуга?
  • Какой отклик вы хотите получить от аудитории?
Теперь на основе фактов можно написать интересную историю.

Из чего состоит любая история

У любой истории три главных составляющих - идея, герой, мир.

Идея - основная мысль, которые вы хотите донести слушателю или читателю.

Герой - действующее лицо. Герой может быть один, а может быть несколько.

Мир - место, где происходит событие.

Рекомендации

  • С аудиторией нужно говорить на ее языке, использовать характерные слова, метафоры, олицетворение, сравнения, риторические вопросы.
  • Для того, чтобы погрузиться в рассказ, лучше понять героя и его действия, используйте детали.
  • Старайтесь не затягивать историю. Слушатель или читатель не может долго находиться в эмоциональном напряжении. Если история слишком длинная, он потеряет к ней интерес.
  • Истории нужна интрига, чтобы слушателю или читателю захотелось узнать продолжение.
  • Рассказывая историю, не уходите от основной темы. Излишние подробности сделают рассказ затянутым и собьют читателя или слушателя.
  • Рассказ должен быть связным и логичным.

Структура истории

  1. Начало - завязка истории. Описание героя и место действия.
  2. Конфликт или проблема, с которой сталкивается герой. Это может быть что угодно - человек, стихия, чувство (например, страх).
  3. Усиление проблемы - этот пункт не обязательный, но иногда для усиления эффекта можно использовать.
  4. Кульминация - непосредственное решение проблемы. Герой преодолевает страхи, ищет подход к человеку, с которым конфликтовал или решает проблему с помощью вашего продукта.
  5. Завершение - результат проблема/конфликт разрешены или не разрешены.
  6. Финал - выводы, подведение итогов.
Покажем структуру истории на примере рекламного ролика одного банка:

https://www.youtube.com/watch?v=no_ocDWlAWM

Рекламный ролик в стиле сторителлинг

Где брать истории

Не важно, откуда вы взяли историю или идею для нее. Главное, чтобы они оказали нужный эффект на читателя и слушателя. А вот, где можно взять интересные идеи:

  • из личного опыта. В жизни случается много событий, которые нас чему то научили. Когда вы делитесь чем-то личным, вы открываетесь человеку, показываете свое доверие к нему. В свою очередь, это побуждает собеседника довериться вам в ответ;
  • опыт знакомых, друзей, родственников;
  • придумать свои истории
  • истории, произошедшие на работе - с клиентами и коллегами;
  • кино, фильмы, книги;
  • интернет;
  • шутки, анекдоты, смешные истории.
Только не рассказывайте заезженные истории, которые все знают. В некоторых ситуациях они подойдут, а в некоторых не вызовут интереса, потому что слушатель или читатель будет знать концовку, и интригу создать не получится. Тем более не выдавайте чужие истории за свои.

В заключение

Хорошо и вовремя рассказанные истории вызывают у нас эмоции, которые хотел вызвать рассказчик. Эмоции могут быть самыми разными - радость, грусть, сочувствие, любовь. Установив эмоциональный контакт с клиентом, вам будет легче вызвать его доверие.

Сторителлинг можно применить в любой нише. Только не вываливайте на клиента сразу всю информацию, делайте это порционно. В одной истории расскажите с чего все начиналось, с какими проблемами столкнулись. Во второй, как их решали. В третьей - что в итоге повлияло на ваш успех.

Сторителлинг - мощный инструмент и увлекательное занятие. Делитесь историями с клиентами и ваш доход будет расти.

Понравилась статья?
Вам может быть интересно
Показать еще
Подпишитесь на рассылку
Раз в неделю дайджест новых статей от агентства «Upgrade» по улучшения вашего бизнеса.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Made on
Tilda